 
                    Регламент нужен, чтобы построить договорную работу в организации, а также по возможности сбросить необходимость долгих переговоров и согласований (это самая непродуктивная и рутинная часть работы).
Зачем нужен регламент договорной работы
Договорную работу нужно сформировать как бизнес-процесс: обеспечить ее эффективность, скорость принятия решений, взаимодействие всех заинтересованных лиц. В итоге должен получиться структурированный, продуманный результат — договор, который приносит экономические выгоды и страхует от рисков. Для этого нужен регламент договорной работы, который поможет:
- 
	Организовать бизнес-процессы договорной деятельности. 
- 
	Оптимизировать сроки выполнения процедур составления и согласования договоров. 
- 
	Улучшит качество подготовки договоров. 
- 
	Снизит правовые риски. 
- 
	Организует защиту интересов. 
- 
	Повысит прозрачность деятельности и процессов принятия управленческих решений. 
Два подхода работы с договорами в компании
Работу с договорами в организации можно вести двумя способами:
- 
	Централизованный подход подразумевает наличие специального структурного подразделения или рабочей группы, которая занимается договорами. Задача исполнителя — доставить проект договора в этот отдел, а согласованием, учетом и хранением занимаются специалисты. 
- 
	Децентрализованный подход предполагает, что каждый исполнитель ведет свои договоры самостоятельно. Даже если в компании практикуется такой подход, хранить все оригинальные экземпляры договоров нужно в одном месте: у секретаря, юриста или в канцелярии. 
Чтобы договорная работа проходила без ошибок, нужно внедрить в компании единые правила подготовки и заключения договоров. Когда есть система — становится неважно, кто занимается договором, потому что сотрудники следуют четкой пошаговой инструкции. Не забудьте разделить зоны ответственности структурных подразделений и сотрудников. Юристы, производственники, финансисты, руководители захотят добавить в договор пункты, важные для них.
Координируйте действия всех сотрудников и руководства на каждом этапе движения договора. Работу над договором всех заинтересованных подразделений должен контролировать один исполнитель. Желательно, чтобы это был коммуникабельный и уравновешенный человек.
Зафиксируйте общие правила документально:
- В едином документе.
- В нескольких связанных между собой локальных актах.
- В отдельных документах, регулирующих отдельные этапы: положение о претензионно-исковой работе, порядок проверки контрагентов.
- В отчетности об исполнении договора указывайте, эффективен ли он, какие появляются проблемы. Этот опыт поможет при разработке следующих договоров.
Начинаем работу над договором
Работа над договором начинается с переговоров с клиентами, контрагентами. Из обсуждений становится ясно, когда пора готовиться к сделке и начинать работать с проектом документа.
Сначала он отправляется на согласование — как с внутренними, так и с внешними клиентами (партнерами). Далее проходит этап подписания и, наконец, начинается этап исполнения. В процессе договор где-то должен храниться, но к нему нужно открыть доступ и проследить, что у всех заинтересованных сторон есть копии документа.
Если стоит вопрос о завершении короткой сделки или длящихся отношений, нужно продумать процедуру продления, подписания дополнительных соглашений.
Подготовка договоров: этапы и мероприятия
Схематично алгоритм действий по подготовке договоров выглядит так:
создание договора сотрудником — согласование договора с юристом — согласование договора с другими сотрудниками — подписание договора руководителем предприятия — регистрация договора — отсылка копии договора партнеруКонечно, в реальности схема будет гораздо сложнее с учетом всех замечаний. Оптимальным решением будет выбрать способ заключения договора (например, заключить его с контрагентом напрямую или устроить конкурсную систему отбора партнера), разработать структуру договорных отношений (права, обязанности, ответственность). Потом подготовить текст и подтверждающие документы. Не забудьте утвердить ответственных за исполнение договора.
После сбора всех пожеланий вносятся изменения, утверждается окончательная редакция и договор подписывают.
Следующий этап — отслеживание исполнения договорных обязательств. Ответственные проводят инструктаж работников, участвующих в исполнении договорных обязательств, и разрабатывают меры по улучшению договорных отношений.
Что должно быть в регламенте договорной работы
В регламент договорной работы обязательно включают аспекты:
- 
	Порядок подготовки проектов договоров. 
- 
	Процедуры проверки контрагентов. 
- 
	Согласование условий с заинтересованными сотрудниками. 
- 
	Согласование договоров с контрагентами. 
- 
	Порядок подписания договоров уполномоченными лицами. 
- 
	Организацию исполнения договоров. 
- 
	Контроль за исполнением договоров. 
- 
	Порядок претензионно-исковой работы. 
- 
	Хранение и архивирование. 
Важные моменты подготовки регламента договорной работы: чек-лист
Продумайте заранее:
- 
	Формат, в котором предоставляется проект договора для согласования. Например, для предварительного рассмотрения договор может быть передан в юридический отдел и другим подразделениям по электронной почте. 
- 
	Кто несет ответственность за проверку контрагента и полномочий лиц, подписывающих договор. 
- 
	Правила визирования договоров начальника юридического отдела и порядок исправления договора после замечаний юристов. 
- 
	Сроки рассмотрения договоров юридическим отделом. 
- 
	Порядок согласования договора с другими заинтересованными отделами. 
- 
	Порядок обсуждения договоров, которые содержат сведения, относящиеся к коммерческой тайне. 
- 
	Как поступать с договорами, по которым не было принято общее решение (например, юристы не могут одобрить, а контрагент отказывается менять текст). 
- 
	Порядок внесения договоров в реестр договоров. 
На что нужно также обратить внимание:
- 
	Учесть особенности и условия работы компании. 
- 
	Определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу. 
- 
	Установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления. 
- 
	Закрепить схемы подготовки договорной документации и учета исполнения договоров. 
- 
	Предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности. 
Что важно юристам:
- 
	Обеспечить соблюдение требований действующего законодательства, учет актуальной судебной практики. 
- 
	Обеспечить соответствие договора интересам компании. 
- 
	Проверить правоспособность и легитимность контрагента. 
- 
	Составить исчерпывающий перечень дополнительных документов. 
- 
	Подтвердить исполнение договора. 
- 
	Предусмотреть риски. 
- 
	Продумать гарантии защиты прав и интересов компании. 
- 
	Определить возможности и алгоритмы формирования доказательств в случае невыполнения партнером своих обязательств. 
Основные риски
9 распространенных рисков, с которыми вы можете столкнуться при подготовке договоров:
- 
	Заключение договора с проблемными контрагентами. 
- 
	Наступление неблагоприятных последствий, вызванных недостатками договора. 
- 
	Превышение полномочий лиц, подписавших договор. 
- 
	Истечение срока полномочий. 
- 
	Изъяны в доверенности. 
- 
	Отсутствие лицензий и других специальных разрешений на осуществление деятельности. 
- 
	Потеря документов в процессе согласования исполнения. 
- 
	Затягивание сроков согласования договорных документов. 
- 
	Нарушение сроков и этапов исполнения договора. 
Как противостоять рискам и бороться с нарушениями: 10 советов
Чтобы минимизировать угрозы, которые исходят от недобросовестных контрагентов или невнимательных сотрудников, следуйте этим правилам:
- 
	Анализируйте бизнес-процессы и методы работы компании: выявляйте проблемы, основания для судебных споров, организуйте претензионную работу. 
- 
	Разработайте формы договоров и отчетной документации. 
- 
	Разработайте алгоритм договорного документооборота с учетом задач по созданию, корректировке, заключению и исполнению договоров. 
- 
	Определите участки ответственности и компетенций руководителей, юристов, финансистов, исполнителей. 
- 
	Разработайте рабочие и должностные инструкции по договорной работе. 
- 
	Проводите инструктаж и обучение сотрудников, связанных с договорным документооборотом, Например, на собрании определяйте, что делать с поступившим договором, как решать спорные моменты, на что обращать внимание. 
- 
	Внедрите систему оптимизации договорной работы 
- 
	Проводите аудит — регулярную проверку корректности работы системы, выявляйте проблемы. 
- 
	Проводите консалтинг и обучение сотрудников. 
- 
	Помните, что создание, отладка, проверка и совершенствование системы работы с договорной документацией требуют привлечения в договорной отдел квалифицированных юристов. 
Смотрите также. Договорное право: предмет, условия договора

 
                