 
                    PEST-анализ – это маркетинговый инструмент для анализа внешней макросреды, которая оказывает влияние на развитие бизнеса. Рассказываем, как с его помощью выяснить, что ждет компанию в будущем, и каких изменений снаружи стоит опасаться.
— Что такое анализ внешней среды
— Какие факторы нужно оценивать
— Расширенные варианты анализа
Что такое анализ внешней среды
PEST-анализ предприятия используют для стратегического анализа и оценки важных факторов внешней среды, рыночных тенденций отрасли, определения списка потенциальных угроз и возможностей для бизнеса.
Эту методологию применяют для долгосрочного планирования с принципом постоянного обновления: то есть строят план на 1–10 лет вперед, но обновляют данные и сам план каждые 3–12 месяцев. Чем активнее развивается отрасль, в которой работает бизнес, тем чаще происходит обновление.
Автором метода PEST-анализа считают профессора Гарвардской школы бизнеса Фрэнсиса Дж. Агилара, который описал исследование разных категорий внешних факторов в книге Scanning the Business Environment. В его трактовке метод назывался ETPS, но затем аббревиатуру переставили для удобства восприятия. Сам процесс анализа был известен еще в 1967 году.
Инструментарий стратегического анализа: PEST-анализ и модель Портера (Бесплатный мини-курс)
 Узнайте, как исследование разноплановых факторов внешней среды может помочь вашей компании, и ознакомьтесь с основными инструментами стратегического анализа в нашем мини-курсе.
 
А еще через несколько лет метод дополнили двумя группами факторов: экологическими (environmental) и правовыми (legal). Так появился расширенный метод исследования — PESTLE-анализ.
Какие факторы нужно оценивать
Современная концепция PEST-анализа организации предполагает изучение четырех групп внешних факторов. Важность каждой из них нужно оценивать, ориентируясь на специфику компании — например, какие-то тренды в социокультурной сфере важны для общепита, но вряд ли на них стоит сосредотачиваться нефтеперерабатывающему бизнесу.
Аббревиатуру метода как раз и образуют названия условных групп для анализа.
P — Politics (политика):
- 
	Как тип управления государством влияет на бизнес, есть ли возможности или угрозы, связанные с устройством власти. 
- 
	Насколько правительство стабильно, что будет с бизнесом и отраслью, если власть будет меняться. 
- 
	Влияет ли свобода слова на бизнес. 
- 
	Какие возможности и угрозы есть у компании из-за уровня коррупции и бюрократии в стране. 
- 
	Влияют ли на бизнес социальные действия правительства, например, выделение материальной помощи предпринимателям и населению. 
E — Economics (экономика):
- 
	Изучают уровень безработицы, инфляции, ключевой и процентной ставки. 
- 
	Уровень дохода населения в динамике. 
- 
	Уровень инфляции. 
- 
	Темпы роста экономики. 
- 
	Глобализацию экономики. 
S — Socio-culture (социум и культура):
- 
	Социально-демографические характеристики населения. 
- 
	Привычки и характер поведения, превалирующий в обществе. 
- 
	Уровень жизни. 
- 
	Привычки в потреблении. 
- 
	Здоровье и образование. 
- 
	Отношение к культурным феноменам и тенденции моды. 
T — Technology (технологии):
- 
	Изучают уровень технологий на рынке. 
- 
	Возможности автоматизации процессов. 
- 
	Степень глобализации. 
- 
	Развитие технологий в целом. 
- 
	Динамику и финансирование научных исследований. 
- 
	Наличие технологических стартапов в отрасли бизнеса и их влияние и перспективность. 
Внутри каждой из групп может быть и больше нюансов для анализа. Например, компании, которые зарабатывают в основном с помощью госзакупок, больше внимания уделяют политической сфере — следят за настроениями в кулуарах ведомств, оценивают перспективность назначений людей на важные должности. И, наоборот, компания из деловой event-индустрии будет внимательнее следить за культурными трендами, и может мало внимания уделять политике.
Расширенные варианты анализа
Существуют модернизированные варианты PEST анализа компании:
- 
	PESTEL — когда к четырем факторам добавляются Ecological + Legal, то есть природные (экологические) и правовые факторы. 
- 
	STEEP — изучают привычные факторы плюс этическую сферу. 
- 
	LONGPEST — четыре сферы разделяют на локальный и глобальный уровень. 
Выбирать нужно, исходя из отрасли и специфики деятельности компании.
Как проводить анализ
Для сбора информации используют разные методы:
- 
	Можно заказать исследование в аналитическом или маркетинговом агентстве. 
- 
	Купить готовый отчет на отраслевых порталах. 
- 
	Провести опрос самостоятельно. 
- 
	Изучить СМИ. 
- 
	Получить данные от инсайдеров рынка. 
Для оценки каждого фактора можно использовать количественный метод. Факторы собирают в табличку, и напротив каждого ставят оценку, например, от 1 до 5 — насколько это важно для конкретного бизнеса. Кроме того, когда речь идет о прогнозах, то оценивают вероятность появления события также по баллам.
Так вычисляют потенциально важные события, смотрят на вероятность их появления, и принимают решения: что можно сделать, чтобы бизнес получил пользу или хотя бы минимизировал вред, если это событие произойдет.
Проблема PEST-анализа в субъективности подхода — и вероятность, и важность для бизнеса оценивает человек, и в основе анализа лишь мнение, интуиция. Чтобы не ошибиться, привлекают профессионалов — консультантов, экспертов рынка, опытных специалистов из отрасли. Тогда каждый из них проводит оценку вероятностей и важности, а затем данные совмещаются — так картина становится немного объективнее.
Применять инструменты стратегического анализа следует всем, кто имеет отношение к развитию бизнеса. Рассказать обо всех особенностях применения этой методики в рамках одной статьи невозможно — вы можете узнать больше в бесплатном курсе от Русской Школы Управления:
«Инструментарий стратегического анализа: PEST-анализ и модель Портера»
Эксперты-практики расскажут о способах и методах исследования разноплановых факторов внешней среды (политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических, экологических факторов).
Кроме теории о PEST-анализе, в программе есть практические модули: алгоритм количественного PEST-анализа и создания EFAS-резюме.

 
                