 
                    Время, когда маркетинг в социальных сетях, по мнению многих, заключался лишь в публикации смешных картинок, давно прошло. В последние годы социальные сети превратились в незаменимый инструмент маркетологов, но главный вопрос остался прежним: как продвигать продукты или услуги и какие площадки нужно использовать.
SMM-маркетинг всегда был гибким инструментом продвижения. Алгоритмы и возможности площадок постоянно меняются и обновляются, появляются новые социальные сети и теряют актуальность старые. Но если знать основы маркетинга в социальных сетях, отслеживать диджитал-новости и тренды, то даже глобальные изменения не станут сюрпризом.
В этой статье мы разберем, что такое SMM-продвижение и какие задачи можно решить с его помощью, а также обсудим основные инструменты и изменения в продвижении в 2022 году.
Что такое маркетинг в социальных сетях
Маркетинг в социальных сетях — это комплексная работа по достижению некоторых целей бизнеса с помощью инструментов социальных медиа. Задачи, которые он помогает решить:
- 
	Повышение узнаваемости бренда. 
- 
	Привлечение и расширение целевой аудитории. 
- 
	Налаживание и поддержка коммуникации с целевой аудиторией. 
- 
	Создание особого имиджа бренда и формирование лояльного сообщества вокруг него. 
- 
	Увеличение продаж и конверсии. 
	 Продвижение в социальных сетях подходит компаниям любого размера и сферы деятельности, а для B2С-бизнеса он может стать самым удобным, эффективным и недорогим способом продвижения. 
 
  
 В социальных сетях давно присутствует не только бизнес, но и государственные и муниципальные организации
Как строится маркетинг в социальных сетях
Качественный маркетинг невозможен без cтратегии. Это документ, в котором зафиксированы цели и KPI и прописан подробный план действий по продвижению. Последнее включает:
- 
	Создание концепции ведения сообществ и их оформление. 
- 
	Определение каналов продвижения. 
- 
	Выбор инструментов SMM-маркетинга. 
- 
	Расчет бюджета рекламных кампаний. 
- 
	Прогнозирование результатов. 
	 Важная часть продвижения — аналитика, поэтому в стратегии нужно определить метрики эффективности маркетинга. Как правило, они напрямую зависят от выбранных целей. 
 
| Цель | Метрика | 
| Повысить узнаваемость бренда. | Количество подписчиков, темп прироста аудитории, количество упоминаний на сторонних площадках, охват и уровень вовлеченности. | 
| Привлечь целевую аудиторию. | Количество подписчиков, количество целевых переходов на сайт, процент отказов на сайте. | 
| Увеличить продажи. | Количество продаж из социальных сетей и на сайте, лидов, выполненных целей. | 
| Повысить лояльность аудитории. | Количество положительных реакций и отзывов. | 
 
	 Отслеживать данные можно вручную, но гораздо проще и быстрее это можно делать при помощи сервисов аналитики. На каждом этапе продвижения необходимо регулярно измерять показатели эффективности и корректировать стратегию при необходимости.
Например, для продвижения была выбрана одна концепция. После ежемесячного отчета выявили, что два канала из четырех приносили результаты, а на остальных возникал негатив от аудитории. Следовательно, нужно пересмотреть подход к продвижению на этих площадках, который будет отличаться от выбранного сначала.
Семь основных инструментов SMM-маркетинга
Контент-маркетинг. Это продвижение посредством контента: текстовые публикации, изображения, видеоматериалы, подкасты, статьи, инфографика и другие форматы. Главная особенность контент-маркетинга в том, что он направлен на завоевание доверия потребителей и привлечения внимания к бренду.
Таргетированная реклама. Настройки таргетинга позволяют показывать ваш контент только заинтересованной в вашем товаре или услуге аудитории. Поэтому таргетированная реклама является эффективным способом продвижения, которым активно пользуются маркетологи.
Инфлюенс-маркетинг. Формат продвижения, при котором реклама закупается у инфлюенсеров (лидеров мнений, блогеров) или с ними формируется долгосрочное сотрудничество. Преимущество этого инструмента в том, что аудитория, на которое оказывается рекламное воздействие, лояльна.
Гостевые публикации. Размещение контента на сторонних площадках с целью рекламы своего продукта или продвижения сообщества. Эффективность способа зависит от отрасли, например, лучше подойдет для узкопрофильной тематики, так как таргетинг не приветствует показ рекламы на малую аудиторию.
Хештеги. Из-за нецелевого использования хештегов, многие стали скептически относиться к этому способу продвижения, но несмотря на это, он давал и продолжает давать хорошие результаты.
| Как делать | Как не стоит делать | 
| Изучить и собрать ключевые запросы, по которым аудитория ищет вас, ваш продукт и конкурентов. Для этого можно воспользоваться популярным сервисом «Вордстат» от Яндекса или любым другим, например, Букварикс. | Часто пользоваться только высокочастотными и заспамленными хештегами, например, #followforfollow (подписка за подписку). Это приведет нецелевую аудиторию. | 
| Собрать воронку из запросов и использовать их в соответствии с тематикой поста. | Использовать большое количество хештегов. Так социальные сети могут принять пост за спам и заблокировать. | 
Поисковая оптимизация внутри социальных сетей. Поиск в социальных сетях работает по принципу выдачи сайтов. Например, пользователь ищет учебный курс по маркетингу и вводит запрос в поиск — если его запрос отображен на вашей странице, социальная сеть будет лучше ее ранжировать. Ключевые запросы можно найти так же, как и хештеги, но добавлять их нужно в описание группы.
  
 Ключевые запросы должны органично вписываться и равномерно распределяться в тексте
Конкурсы и акции. Один из быстрых способов привлечения аудитории — сделать оффер подписчику за ряд простых действий. Важно, чтобы условия и механика выбора победителей были максимально прозрачными. Но у инструмента есть ряд недостатков: площадка может заблокировать за нарушение условий (например, во ВКонтакте нельзя призывать делать репост записей), многочисленные отписки после завершения розыгрыша или акции, привлечение нецелевой аудитории — «призоловов».
Новые реалии маркетинга в социальных сетях
События февраля 2022 года, которые привели к санкциям, ограничениям и блокировкам некоторых каналов продвижения и интернет-ресурсов, внесли значительные изменения в маркетинг. Бизнесу пришлось адаптироваться к новой реальности и менять подход к продвижению в социальных сетях. Изменения до сих пор продолжаются, но уже ясно видно направление, в котором нужно сейчас двигаться.
Что делать с социальными сетями
Что будет с привычными площадками, которые для многих являлись главным источником дохода? Они остались, но основной инструмент продвижения запрещен: нельзя запустить таргетированную рекламу. Кроме этого, сократилось число охватов и снизилась вовлеченность.
Курс «Диджитал-маркетинг. Набор эффективных инструментов»
 Узнайте, как повысить отдачу от цифрового маркетинга в вашей компании.
 
Решение проблемы:
- 
	Не покидать социальную сеть, но задействовать дополнительные каналы из числа доступных площадок. 
- 
	Использовать альтернативные инструменты продвижения. 
- 
	Проконсультироваться с юристом о возможных рисках использования этих каналов. 
Как теперь общаться с аудиторией
Нужно продолжать коммуникацию, но с ограничениями и оглядкой на общественное мнение. Так как аудитория находится в состоянии неопределенности и повышенного стресса, любое неправильное высказывание может вызвать негативную реакцию.
Решение проблемы:
- 
	Изучить реакцию аудитории на разные форматы контента и подачи материала. 
- 
	Сконцентрироваться на трех типах контента: прагматический, социальный и комфортный. 
- 
	Модерировать комментарии подписчиков. 
Что с таргетированной рекламой
Действующие социальные сети ужесточили модерацию всех рекламных объявлений. Например, от пользователей ВКонтакте поступает много жалоб, так как правила проверки постоянно меняются.
  
Комментарии SMM-специалистов и таргетологов к публикации об отклонении модератором рекламного объявления
Последнее нововведение — закон о маркировке рекламы: все рекламные объявления и креативы нужно обязательно маркировать и регистрировать в операторе рекламных данных.
Решение проблемы:
- 
	Внимательно изучить требования социальных сетей к рекламным объявлениям. 
- 
	Изучить действующие объявления и внести изменения при необходимости. 
- 
	Соблюдать все требования закона о рекламе. 

 
                