 
                    Синдром эмоционального выгорания можно определить как состояние, проявляющееся у человека нарастающим эмоциональным истощением. Впервые термин был введен в профессиональный обиход американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году и с тех пор получил, можно сказать, широкую известность. Действительно, об эмоциональном выгорании знают многие, но как его распознать и что с ним делать — вопрос, по которому нет единой инструкции. А если речь о выгорании целой команды? Давайте разбираться вместе.
Содержание:
Признаки выгорания
Люди не выгорают внезапно, это всегда последствие запущенной или хронической усталости. Как понять, что вы или команда выгорели или близки к состоянию хронической усталости? Если вы замечаете один из перечисленных ниже признаков, то есть повод что-то поменять:
- 
	Отсутствие смысла в деятельности. Нежелание смотреть вперед и полное безразличие к стоящим задачам. 
- 
	Ухудшение когнитивных способностей. Речь идет о внимании, памяти, скорости обработки информации и принятии решений. Вы становитесь как будто заторможенным, существенно снижается работоспособность. 
- 
	Бессонница, обострение хронических болезней, снижение иммунитета. 
- 
	Социальная изоляция, избегание профессиональных и личных контактов, стремление к одиночеству, повышенная агрессия, токсичность в коммуникациях. 
Выгорание, или хроническая усталость стала настоящей эпидемией. Многие сталкивались с симптомами этих проблем: мы живем в мире постоянных изменений, и психика не успевает с ними справляться, дает сбой.
В последнем исследовании американской консалтинговой компании Gartner «Топ-5 приоритетов для руководителей в сфере HR в 2024 году» говорится, что за последний год абсолютно каждый пережил на работе в среднем целых десять запланированных организационных изменений. В их число входят только запланированные вещи, без «черных лебедей».
Раньше формула успешных изменений в компании состояла из двух факторов:
- 
	Коммуникации. То есть руководители должны проактивно и открыто рассказывать сотрудникам о проводимых изменениях. 
- 
	Обучения. Компания должна организовать необходимое обучение для сотрудников с точки зрения твердых и мягких навыков, чтобы изменения прошли успешно. 
Теперь исследователи Gartner говорят, что изменений стало уже настолько много, что в старую формулу успеха организационных изменений необходимо добавить новый блок, а именно «управление усталостью».
Как управлять усталостью
Первый шаг — признать проблему и сделать открытым диалог об усталости между сотрудником и руководителем. Принять, что хроническая усталость реально существует, и люди попросту уже не выносят постоянных изменений в виде новых задач, бизнес-процессов и прочего. Прибавьте к этому тот факт, что и руководители тоже люди со своей усталостью, которым нужно управлять и собой, и усталостью других, и получите задачу с двумя звездочками сложности.
Что дальше? Все та же формула: коммуникация и обучение. Только уже не в плоскости информирования об изменениях, а в плоскости общения и обучения ментальной устойчивости. Вот несколько простых способов управления усталостью:
- 
	Начните уделять внимание своему ментальному здоровью. Пройдите простейшие тесты на уровень жизнестойкости, стресса, позитивных и негативных эмоций. Это позволит понять, в каком состоянии вы сейчас находитесь и какие усилия необходимо предпринимать. 
- 
	Пересмотрите график работы и отдыха. Очень важно планировать и выделять время на отдых, чтобы разгружать мозг и переключаться на другие виды деятельности. Соблюдение work-life balance — это не просто очередной модный тренд, а обязательный фактор, предупреждающий выгорание. 
- 
	Примите участие в образовательных программах по тематике благополучия и ментального здоровья, зарядитесь энергией других участников и преподавателей. 
- 
	Начните применять новые инструменты для поддержания себя в хорошей форме. 
- 
	Подпишитесь на профессиональные каналы, посвященные ментальному здоровью. 
- 
	Отправьтесь в путешествие с командой. Для этих целей прекрасно подходит формат, например, выездных кемпов или ретритов, в рамках которых есть возможность переключиться с рабочих задач на изучение чего-то нового и личностное развитие. 
- 
	Внедрите практику взаимной благодарности. Регулярно выделяйте фиксированное время на признание заслуг друг друга, открыто поощряйте старания коллег и празднуйте любое, даже самое маленькое и, казалось бы, незначительное достижение. Даже простое исполнение своих рутинных задач — это тоже ежедневная победа, заслуживающая поощрения. 
- 
	Уделите внимание своему физическому здоровью, помогите коллегам придерживаться здоровых привычек. Пейте достаточно воды, сбалансируйте свое питание, добавьте в расписание физические нагрузки и прогулки. 
- 
	Выберите и прочитайте профессиональную книгу о благополучии, устройте совместное ее обсуждение. 
В заключение отмечу, что, конечно же, профилактировать выгорание и/или хроническую усталость значительно проще и быстрее, чем «лечить». Поэтому обязательно развивайте свою ментальную устойчивость и заботьтесь о ментальном здоровье своего окружения как на работе, так и дома! Благо для этого сейчас доступно множество ресурсов.

 
                