 
                    Татьяна Музалева — HR-директор компании LiquiMoly Rusland, одного из лидеров российского рынка автомасел, автохимии и автокосметики. Она работает в компании уже почти 17 лет и хорошо знает все аспекты ее деятельности. Свое профессиональное развитие Татьяна связывает с обучением в Русской Школе Управления: впервые она прошла программу Mini MBA ещё в 2006 году, а в 2025 году вернулась на новый курс по организационным изменениям. Мы поговорили с ней о том, какие инструменты она вынесла из обучения, как внедряет их на практике и какие результаты это дает.
Почему я выбрала обучение в Русской Школе Управления
В 2006 году у меня было два базовых образования — техническое и экономическое, но профильных знаний по управлению персоналом не хватало. Я работала в HR-отделе и понимала, что для развития нужно профильное обучение и диплом, подтверждающий компетенции руководителя отдела персонала. Именно поэтому я выбрала программу Mini MBA в РШУ по специализации «Управление персоналом».
Личная цель тогда тоже была особенной — я только что стала мамой, и мне хотелось вновь погрузиться в профессиональную среду, развиваться и быть полезной.
Первые результаты обучения: инструменты, которые работают до сих пор
Программа дала мне колоссальный рывок. Среди инструментов, которые я вынесла и внедрила:
- 
	Определение психотипов сотрудников и составление профиля должности по компетенциям. На основе этих знаний я разработала индивидуальные оценочные формы, которыми в компании пользуются до сих пор. 
- 
	Глубокая система адаптации персонала. Мы создали положение, которое охватывает полный цикл адаптации сотрудника. Человек не остается брошенным: он получает задания, обратную связь, корректировки. По отзывам стажеров и коллег, это одна из самых эффективных систем адаптации. 
- 
	Практика работы с мотивацией персонала. Этой теме я уделила особое внимание и посвятила ей дипломную работу под руководством Натальи Самоукиной. Ее подход помогал не только усвоить материал, но и сразу продумывать, как внедрить его в реальную работу. 
Эти наработки легли в основу HR-системы нашей компании, и ими пользуются уже почти 20 лет.
Возвращение к обучению: организационные изменения и новые вызовы
Сейчас в нашей компании происходят серьезные организационные изменения: меняется оргструктура, система мотивации. Я понимала, что нельзя опираться только на самообучение — нужны современные инструменты и опыт коллег. Поэтому я выбрала курс «Управление организационными изменениями: адаптация к изменяющимся условиям».
Конечно, обучение сильно отличается от того, что было в 2006 году:
- 
	Современное здание и комфортная организация учебного процесса. 
- 
	Удобные материалы: все доступно заранее, можно работать с ноутбуком, распечатывать нужное и дополнять. 
- 
	Манера преподавания стала еще более интерактивной, соответствующей современным тенденциям. 
Качество преподавания при этом, как и прежде, остается на высочайшем уровне.
Новые знания и инструменты
С курса я вынесла несколько ключевых инструментов:
- 
	Работа с искусственным интеллектом. Нам показали, как правильно формулировать запросы, чтобы получать результат, а не тратить время впустую. Это важно, потому что мы внедрили в компании программу Deepseek, но сотрудники пока не понимали, как ею пользоваться. Теперь мы сможем обучить команду работать с ИИ эффективно. 
- 
	Знакомство с Agile. Я обновила знания и увидела, как гибкие методологии можно использовать в HR и организационных изменениях. 
- 
	Методики работы с сопротивлением персонала. Раньше я считала, что если решение принято руководством, то его можно внедрить директивно. Но на курсе мы разобрали инструменты мягкой работы с несогласными сотрудниками, что позволит провести изменения более экологично. 
Внедрение знаний и ожидаемые результаты
У меня уже есть конкретные планы по внедрению новых инструментов:
- 
	Обновить систему адаптации. Сделать ее более гибкой и дать сотрудникам больше пространства для самореализации. 
- 
	Внедрить методики преодоления сопротивления изменениям. Это особенно актуально в период трансформации оргструктуры. 
- 
	Организовать внутренние обучающие сессии. Мы с коллегой планируем провести тренинги для руководителей, чтобы они могли обучать свои команды новым подходам. 
- 
	Научить сотрудников работать с ИИ. Мы структурируем материал и сделаем пошаговое обучение, чтобы сотрудники перестали бояться новых технологий и начали получать от них реальную пользу. 
Результаты, которых я ожидаю: более быстрая адаптация персонала, снижение конфликтов при изменениях, рост эффективности руководителей и полноценная интеграция ИИ в рабочие процессы.
Совет слушателям РШУ
Я искренне советую учиться чаще. Это всегда новые идеи, практические инструменты и вдохновение для работы. Не жалейте ни времени, ни денег — обучение в РШУ всегда оправдывает себя и приносит результат.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 
                