 
                    Директор торгового центра — это специалист, который наладит процессы в управлении разных типов коммерческой недвижимости, создаст непрерывный поток посетителей для арендаторов и выстроит зонирование розничных площадей так, чтобы не простаивало ни одного полезного метра.
— Что должен знать директор торгового центра
— Требования к соискателям на должность директора
Профессия востребована — только на HH в открытом доступе опубликовано обычно около 100 вакансий. И это не считая вакансий, которые закрывают силами кадровых агентств и личных контактов топ-менеджеров ТЦ и управляющих компаний. Зарплаты директора ТЦ, судя по открытым вакансиям, начинаются от 100—200 тыс. руб. — не считая премий за успешное выполнение KPI.
Что должен знать директор торгового центра
Компетентный директор ТЦ разбирается во всех бизнес-процессах управления крупным торговым объектом: понимает, как построить арендную политику, обеспечить наполняемость, планировать и обеспечивать исполнение бюджета. Вот в чем стоит подробно разобраться:
- 
	Как работают многофункциональные комплексы, какие у них преимущества и недостатки. 
- 
	Как найти оптимальную комбинацию функций в МФК. 
- 
	Современные тенденции в развитии разных объектов коммерческой недвижимости. 
- 
	Маркетинговая составляющая — как генерировать идеи по отстройке от конкурентов. 
- 
	Управление арендой в ТРЦ. Как формируется базовая ставка, как создать сбалансированный портфель арендаторов. Методы поиска арендаторов. 
- 
	Особенности документального сопровождения аренды — виды договоров, особенности, нюансы долгосрочных отношений. 
- 
	Потребности арендаторов, дополнительные услуги, выстраивание здоровых отношений. 
- 
	Построение торгового центра как социальной площадки для привлечения потока покупателей нужной целевой группы. 
- 
	Методы зонирования ТРЦ: входы и выходы, паркинг, «горячие» и «мертвые» зоны. Обеспечение наполняемости торгово-развлекательного комплекса. Привлечение якорных арендаторов и работа с рисками. 
- 
	Формирование и развитие бренда, особенности маркетинговых функций управляющей компании. 
- 
	Особенности работы руководителя в управлении ТЦ. Особенности постановки задач, планирования, контроля и коммуникаций. 
Руководитель торгового центра должен разбираться в общих принципах управлениях, понимать, как собирать и мотивировать команду, развивать своих подчиненных и выстраивать бесперебойную и эффективную систему решения бизнес-задач.
Чем он занимается
В обязанности директора торгового центра регионального или среднего столичного уровня входит управление финансовой и хозяйственной деятельностью бизнеса. Вот что нужно делать:
- 
	Наладить систему целевых показателей, защитить их перед учредителями и топ-менеджментом. 
- 
	Построить план достижения этих KPI. 
- 
	Обеспечить удовлетворение запросов покупателей и арендаторов. 
- 
	Наладить взаимодействие с уполномоченными государственными контролирующими органами и общественными организациями. 
- 
	Добиться практически полной заполняемости площадей в ТЦ. Создать систему предварительной проверки арендаторов. Наладить поток потенциальных арендаторов на смену закрывшимся. 
- 
	Контролировать сдачу коммерческих площадей, обеспечивать потребности арендаторов, наладить контроль за обслуживающими организациями. 
- 
	Готовить предложения по повышению торгового потока в центр. 
Потребности посетителей ТЦ около объекта транспортной инфраструктуры будут отличаться от потребностей жителей спального микрорайона. Поэтому директору ТЦ необходимо разбираться в тематических особенностях бизнеса, которым он руководит.
Кроме того, в обязанности генерального директора ТЦ могут входить и дополнительные обязанности. Например, в вакансиях с оплатой в 400—500 тыс. руб. перечислены такие требования:
- 
	Придется нести ответственность за плановую доходность ТЦ, организовать планово-финансовую работу. 
- 
	Организовать процесс бюджетирования и контроль за расходованием бюджетов. 
- 
	Организовать мониторинг технического состояния и эффективности ТЦ, заняться оптимизацией процессов по эксплуатации здания целиком и помещений в отдельности. 
- 
	Провести планирование сдачи коммерческих площадей, подобрать якорных арендаторов, наладить маршруты разных целевых групп по ТЦ. 
- 
	Реализовывать корпоративную политику генеральной управляющей организации. 
Управляющий торговым центром, как и любой генеральный директор большой компании, должен ставить задачи руководителем подразделений, планировать развитие бизнеса, создать систему мониторинга нужных показателей, по которым эффективно отслеживать работу всей системы и вовремя увидеть проблемы и возможности.
Требования к соискателям на должность директора
Высшее образование и опыт руководящей работы минимум 2—3 года — это минимум для претендующих на позицию директора ТЦ. В некоторых вакансиях уточняют, что нужен опыт именно в розничной торговле, но готовы рассматривать руководителей из ресторанного, гостиничного бизнеса или из FMCG.
По умолчанию директор ТЦ должен обладать высокими управленческими навыками, уметь организовать как себя, так и подчиненных. Работа требует быстрого и гибкого мышления, ориентации на результат и аналитических способностей. Умение быстро принимать решения, умение работать в режиме многозадачности, стрессоустойчивость — в приоритете.
Бонусом будет пройденный профильный курс повышения квалификации. Например, в Русской Школе Управления можно пройти комплексную подготовку директоров торговых центров. В программе: особенности управления различными типами недвижимости, принципы зонирования ТРЦ, факторы обеспечения его наполняемости. Эксперты расскажут, как грамотно выстроить арендную политику и управлять отношениями с арендаторами.
 
                