 
                    
	 Обычно позицию директора по развитию открывают средние и крупные компании. 
	 Это топ-менеджер, который отвечает за рост оборота, оптимизацию и улучшение производственного процесса, захват новых рынков или направлений. И все это не на уровне тактики или микроконтроля, а в привязке к стратегии и трансформации бизнес-модели.
Требования к образованию и опыту работы
Человек, отвечающий за развитие бизнеса, должен владеть разными навыками. Вот основные критерии успешного соискателя, которые работодатели указывают на HeadHunter:
- 
	Высшее образование в сфере экономики или финансов, желательно в крупном, ведущем вузе. 
- 
	Дополнительное образование: недавно законченные курсы повышения квалификации, тренинги по профессии. 
- 
	Опыт релевантной работы. Лучше, если это будет штатная позиция в крупной компании, а не в агентстве. Необязательно на уровне директора, рассматривают кандидатов с опытом руководителей отделов развития. 
- 
	Пригодится опыт в сфере корпоративных финансов. 
- 
	Нужен успешный опыт в продвижении и продажах в релевантной отрасли. 
- 
	Дополнительно: английский язык выше среднего, владение специальными компьютерными программами. 
В должности директора по развитию компании видят не только эффективного профессионала, но и человека с развитыми навыками эмпатии, гибким умом и предпринимательским мышлением — нужен тот, кто хочет и может работать на результат.
Что должен знать директор по развитию
Профессия топ-менеджера по развитию многогранна, успешный специалист должен разбираться во множестве бизнес-направлений:
- 
	Способах оценки стратегической позиции компании, анализе основных рисков, выявлении зон стратегических проблем. Анализе эффективности бизнес-процессов. 
- 
	Анализе рынков и регионов присутствия компании. 
- 
	Определении и разработке вариантов трансформации стратегического развития бизнеса. 
- 
	Оценке возможностей развития с точки зрения доступных ресурсов и операционных технологий. Анализе доступных ресурсов и ключевых показателей эффективности. 
- 
	Оптимизации бизнеса в разных рыночных ситуациях, стабилизации состояния компании. Определении возможностей поведения в кризисных ситуациях. 
- 
	Поиске перспективных сегментов, возможностях активного развития компании. 
- 
	Реинжиниринге бизнеса при радикальном изменении стратегии. Оценке необходимости и возможностей применения инновационных решений. 
- 
	Трансформации стратегических целей на уровень процессов и проектов. Их интерпретации на уровень финансовых проектов. 
- 
	Стратегическом, тактическом и оперативном управлении бизнес-процессами. Определении процессов, их детализации, поиске проблем. 
- 
	Трансформации целей компании на уровень бизнес-процессов. Синтезе и внедрении новых бизнес-моделей на основе трансформации стратегии компании. 
- 
	Использовании матрицы распределение полномочий и ответственности. 
- 
	Прогнозировании и планировании результатов. Определении проблем зон. Оптимизации процессов. 
- 
	Этапах Customer Development, вариантах создания MVP, Lean startup. 
- 
	Agile. Жизненных циклах проекта: водопадной и итерационной моделях. 
- 
	Способах и проблемах внедрения Scrum в компании. 
- 
	Вариантах внедрения инноваций в стратегию компании. Построении фабрики инноваций на базе действующего бизнеса. Создании интенсивного процесса генерации идей и их проверки. 
- 
	Возможностях создания стартапов в работающем бизнесе. Планировании и прогнозировании рисков. 
Директор по стратегическому развитию должен знать, как грамотно определить вектор развития компании, понимать, как оценивать состояние компании, анализировать бизнес-процессы. Уметь разработать новую стратегию, проверить ее жизнеспособность и внедрить в действующий бизнес. И ориентироваться на инновации, а для этого разобраться во внедрении современных итерационных методологий управления проектами и коллективом.
Смотрите также: Как определить управленческий масштабДолжностные обязанности директора по стратегическому развитию
Функций у директора по развитию много, их перечень отличается в зависимости от специфики компании: в небольшом бизнесе этот специалист отвечает за анализ бизнес-процессов, а в крупном — внедряет стратегию и влияет вообще на все подразделения компании. Вот примерный и универсальный перечень должностных обязанностей:
- 
	Начинает работу в новой должности с анализа стратегии и бизнес-процессов компании, изучения рынка и отрасли, в которой работает бизнес, ищет особенности, преимущества и перспективы предприятия. 
- 
	По итогам анализа формирует общую концепцию политики развития бизнеса, создает новую стратегию, прописывает и согласовывает с советом директоров и основателями основные вехи в достижении новой цели. 
- 
	Затем готовит программы развития и реструктуризации для всех производственных и коммерческих процессов в компании — с учетом возможного финансового и ресурсного обеспечения. 
- 
	Настраивает мониторинг расходов и доходов, запускает сбор статистики и аналитики данных, которые нужны для отслеживания эффективности нововведений. 
- 
	Проводит комплексное обследование компании, изучает влияние первых шагов по внедрению новой стратегии. При необходимости корректирует концепцию развития. 
- 
	Внедряет практику постоянных улучшений в процессы. Самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов переводит необходимые бизнес-процессы с конвейерной методологии в проектную. Внедряет системы управления проектами, например, Scrum. 
- 
	Готовит предложения по продвижению продукции компании на новые рынки и созданию новых направлений в бизнесе. При необходимости сотрудничает с другими топ-менеджерами и готовит план по созданию новой инфраструктуры в компании для развития новых направлений. 
- 
	Презентует результаты работы совету директоров. Собирает дополнительные требования, внедряет их в концепцию развития и в процессы. 
Кроме того, директор по развитию занимается стандартной управленческой деятельностью. Ему нужно наладить взаимодействие со смежными отделами, набрать подчиненных и сформировать для них KPI’s, подготовить систему развития и обучения персонала, создать поток отбора и обучения стажеров.
Онлайн-курс «Директор по стратегическому развитию»
 Во время обучения вы разберете особенности успешных стратегий и принципы стратегического управления бизнес-процессами компании, а также:
- Узнаете, зачем нужны стратегические сессии.
- Оцените стратегические позиции компании и наметите варианты трансформации.
- Изучите возможные сферы инновационного развития.
- Научитесь тестировать идеи будущих продуктов.
- Сможете использовать Customer Development и управлять проектами по Agile.
Дополнительно придется заниматься подготовкой документации, изучать юридические и экономические тонкости процессов. Координировать работы по реализации проектов на всех этапах, принимать управленческие решения и искать лучших исполнителей для конкретных задач. И главное — создавать инструкции и методики, чтобы основную часть работы могли делать подчиненные, а сам директор занимался стратегическими вопросами.

 
                