 
                    На рынке труда сложилась неоднозначная ситуация: с одной стороны, 64% российских компаний-участников опроса HH.ru считают, что дефицит кадров — глобальная проблема 2024 года, особенно для крупного бизнеса. С другой стороны, 75,8% утверждают, что в их компаниях растут ожидания персонала по вознаграждению, а 61,4% респондентам сложно удержать сотрудников без использования материального вознаграждения.
При этом разрыв между бизнес-реальностью и обучающими программами вузов оборачивается некомпетентностью выпускаемых специалистов. Без соответствующей практической базы они не могут выполнять должностные обязанности в той мере, в какой это нужно работодателю.
Эти демонстрирует, с какой сложной задачей сталкивается современный руководитель: нужно удерживать и мотивировать сотрудников, но без материальных стимулов в виде повышения зарплат, бонусов и премий. На помощь менеджменту приходит мотивационная карта компании, которая объединяет все типы поощрений, не связанных с результатом трудовой деятельности. Директор центра планирования и развития персонала финансового университета при правительстве РФ Вера Кузнецкая рассказала, как создать мотивационную карту, — дальше рассмотрим каждый из этапов.
Содержание:
— Проведите аудит всех локальных нормативных актов
— Изучите бюджет мотивационной политики
— Проверьте статистические данные
— Создайте карту корпоративной мотивации
— Сформируйте финансовую поддержку
Проведите аудит всех локальных нормативных актов
Важно начать с этого шага потому, что во многих компаниях за мотивационные схемы отвечает HR-специалист, а за фонд оплаты труда и его порядок — финансовый блок. На этом этапе стоит проверить:
- 
	Кто владелец бизнес-процессов оплат по мотивационной схеме? 
- 
	Кто задействован в их исполнении? 
- 
	Каким образом происходит контроль и регулирование? 
- 
	В каких локально-нормативных актах эти схемы прописаны? 
- 
	Как эти схемы объединяются и пересекаются между собой? 
Желательно, чтобы мотивационный бюджет компании при политике удержания был больше 2% от ФОТа.
Учебные программы по теме
- Корпоративная культура в организации
- Нематериальная мотивация: как повысить вовлеченность сотрудников
- Материальная мотивация: KPI, грейды и другие инструменты
- Построение эффективной системы обучения и развития персонала
- HR-академия
- Специалист по компенсациям и льготам: практический курс
- Директор по компенсациям и льготам: интенсив
 
Цель этого этапа — контроль всего мотивационного бюджета компании, возможность оптимизации и реструктуризации в короткое время в зависимости от интересов бизнеса.
Изучите бюджет мотивационной политики
Важно понять, какая часть потрачена в прошлый период на мотивационные схемы. Далее ее сравнивают по проценту от ФОТ и выделяют направления мотивационных схем, которые используются наиболее активно и не используются совсем. На этом этапе дополнительно стоит проверить, есть ли ДМС и насколько эффективно он используется.
Проверьте наградное поле
Речь идет о совокупности корпоративных наград, которые предусмотрены за исполнение трудовой деятельности сверх обозначенных должностных инструкций.
Чтобы сформировать такое наградное поле, нужно четко понимать, чего компания ждет от сотрудников и как будут измеряться достижения. Рекомендуется делать это через стратегическое планирование: достигает ли компания результатов своей стратегии. Другой вариант — финансовый план как документ, определяющий деятельность компании в будущем.
На этом этапе разрабатываются награды за транслирование корпоративной культуры и другие важные достижения, не связанные с непосредственным выполнением должностных обязанностей.
Проверьте статистические данные
После исследований дополнительно оцените, сколько сотрудников в процентном соотношении ко всему штату компании были награждены. Чтобы поддерживать корпоративную политику, их должно быть не меньше 6%. При необходимости совершить стратегический или финансовый рывок, процентное соотношение награждаемых сотрудников к общему количеству персонала должно быть не меньше 10%.
Создайте карту корпоративной мотивации
Рассмотрим процесс подготовки карты мотивации на примере логистической компании с 72 филиалами и 8000 сотрудников, которым поделилась Вера Кузнецкая.
В связи с изменением стратегических планов компании к наградному полю были добавлены мотивационные схемы, стимулирующие выполнение финансового плана, повышающие вовлеченность сотрудников и поддерживающие профессиональную гордость:
- 
	Профессиональные конкурсы для коммерческих отделов, водителей и фельдъегерей. 
- 
	Конкурс «Золотая десятка». 
- 
	Конкурс династий. 
- 
	Нагрудный знак «Почетный работник службы специальной связи Российской Федерации» за особые заслуги перед компанией. Его получают при реализации амбициозных стратегических планов по развитию регионов и увеличению финансового плана на определенный процент. До этого поддержка корпоративной культуры не была подкреплена существующей корпоративной наградной политикой. 
Мотивационная карта может выглядеть так:
| Вид награды | Источник финансовой поддержки | Поддержка стратегических или финансовых планов | Ожидаемое количество награжденных сотрудников в год | |
| Пример | Перечисляем пункты стратегического плана | Пример в % от общего количества работников | ||
| Высшие корпоративные награды | Выслуга лет, «подвиг», личные награды руководителя | ХХХ рублей 10-100% от оклада ХХХ% от привлеченных средств Дополнительный день отпуска Скидки на сервисы и услуги компании работникам и членам их семей | Например: исполнение фин. плана более чем на 100% | 1% | 
| Регулярные корпоративные награды | «Доска почета» с пулом лучших работников, грамоты, благодарности, корпоративные поощрения | Н-р Снижение операционных расходов Повышение качества сервиса | 4% | |
| Профессиональные конкурсы | Индивидуальные По категориям По регионам | ХХХ рублей ХХХ% от оклада ХХХ% от привлеченных средств Фиксированные призы (тур, обучение, купон, предложение партнеров) Корпоративные баллы с последующей реализацией | Конкурс мастерства Привлечение новых клиентов Безаварийное производство | 4% | 
| Корпоративные конкурсы | Например, конкурс династий | Корпоративная культура | 2% | |
| Иные льготы, не связанные с наградной политикой |  |  | Категории персонала | |
| Итого | Сумма % от ФОТ |  | Количество в людях, % общего количества, % по категориям (н-р % водителей % рабочих склада | |
Сформируйте финансовую поддержку
Согласно теории справедливости Дж.С.Адамса, человек ощущает справедливое равновесие между своими усилиями и результатом. Важна справедливость в сравнении с затратами и результатом референтных других работников. Например, сотруднику, проработавшему 50 лет в вашей компании, важны почет и уважение, при этом молодой курьер, только принятый на работу, скорее, будет заинтересован в материальном поощрении.
Автор — Наталья Самоукина, кандидат психологических наук, специалист в сфере управления персоналом, бизнес-тренер и консультант.
Очень важно помнить, что следует не только выбрать и наградить тот самый «золотой запас» опытных сотрудников, которой является движущей силой бизнеса, но и пропиарить полученные награды и самих победителей. Таким образом вы создаете мастер-образ победителей именно в той системе ценностей, в которой работает и транслирует ваша компания.
Подводя итоги, отметим: правильно выстроенная система мотивационной политики, встроенная в систему компенсаций и льгот, является действенным инструментом удержания «золотого запаса» компании и позволяет эффективно выявлять и вознаграждать достойных.

 
                