Сергей Коробцов — руководитель сети отделений крупного российского банка с стопроцентным иностранным капиталом. Он прошел курс «MBA Эксперт. Управление организацией» в Русской Школе Управления и делится опытом, как обучение помогло интегрировать современные управленческие инструменты, создать новое подразделение и достичь конкретных бизнес-результатов.
Почему я выбрал обучение в РШУ
Я уже не в первый раз пошел учиться в РШУ. Ранее проходил здесь курс Product Owner, чтобы развить навыки взаимодействия с продуктовыми командами банка.
При выборе MBA я ориентировался на:
-
Высокий уровень преподавательского состава, умеющих объяснять материал всем участникам группы, независимо от их опыта.
-
Гибкий формат обучения, возможность совмещать очное и онлайн-участие.
-
Авторитет программы на рынке MBA (что подтверждает качество и актуальность контента).
Формат обучения позволял адаптировать график под рабочую нагрузку: если приходилось пропустить очный день, можно было участвовать онлайн. И это очень удобно.
Как MBA помог внедрить инструменты управления и повысить эффективность команды
Перед обучением у меня были две ключевые цели:
-
Карьерное развитие — получить навыки и опыт для продвижения на руководящие позиции;
-
Усиление текущей зоны ответственности — расширение функций за счет нового структурного подразделения с уникальным функционалом.
Особое внимание в процессе обучения я уделял инструментам, которые можно сразу применять на практике, чтобы полученные знания дали ощутимый эффект для работы команды и бизнеса.
SMART-цели: правильное целеполагание и приоритизация
Одним из первых инструментов стала методология SMART-целей. Она позволила:
-
Определять конкретные, измеримые и достижимые цели для каждого сотрудника и спринта.
-
Выявлять приоритетные задачи и корректировать второстепенные.
-
Четко отслеживать прогресс и результативность каждого участника команды.
Благодаря SMART-целям стало понятно, какие инициативы реально влияют на результат и какие требуют пересмотра.
Мотивация персонала: вовлечение и ответственность
Обучение помогло систематизировать подход к мотивации сотрудников:
-
Понять, что мотивирует разных сотрудников, и адаптировать подход.
-
Повысить вовлеченность в проекты, где сотрудники самостоятельно тестируют гипотезы и предлагают идеи.
-
Создать среду, где каждый сотрудник видит, что его вклад влияет на общие результаты.
Для удаленной команды этот инструмент оказался критически важным — мотивация без прямого контроля позволила сохранить активность и результативность сотрудников.
Работа команды и организационные изменения
MBA дал инструменты для управления командой и внедрения изменений:
-
Понимание структуры команды — как правильно распределять роли и ответственность.
-
Доктрина Шока и модель ADKAR — для управления организационными изменениями.
-
Agile и ScrumBut, адаптированные под розничные продажи — гибкая работа по спринтам, тестирование гипотез, постоянная обратная связь.
Эти инструменты позволили успешно создать новое подразделение, которое работает полностью по Agile-подходу и выполняет ключевые бизнес-задачи.
Agile и управление проектами: применение на практике
Во время обучения я внедрил Agile-подход в розничных продажах:
-
Команда работала по двухнедельным спринтам, тестируя гипотезы по активностям и конверсии.
-
Проводились обзоры результатов с участием стейкхолдеров со всех регионов.
-
Анализировались эффекты на качество продаж и LTV (показатель доходности на одного сотрудника).
Такой подход позволил гибко адаптироваться к изменениям и оперативно исправлять ошибки, что было особенно важно в условиях внешних санкций и сокращения офисов.
Внедрение нового подразделения: структура и процессы после MBA
Начиная с 2022 года, многие секторы экономики попали под серьезные ограничения, и банковский сектор не был исключением. Особенность моей финансовой организации в том, что это российский банк со стопроцентным иностранным капиталом, поэтому ограничения начали действовать с двух сторон: риски от внешних санкций и ограничения в рамках РФ. Как следствие, ЕЦБ и минфин США обязали сократить бизнес в РФ практически на 50%. Особый вызов приняла на себя розница — начали сокращать отделения и города присутствия.
После личных наблюдений, я пришел к выводу, что закрывая офисы мы сильно падаем в выручке (что не сопоставимо с расходами данных офисов) и теряем очень квалифицированный персонал (не каждый опытный и успешный сотрудник готов переезжать в другую локацию). Для решения этой проблемы я предложил создать remote-команду, работающую полностью удаленно — чтобы сохранить квалифицированный персонал и адаптироваться к сокращению отделений.
Структура команды:
-
Лидер команды — я.
-
Agile-coach — наставник для адаптации новичков и развития сотрудников;
-
Команда — 8 сотрудников, выполняющих ключевые задачи.
Процесс работы:
-
Основная цель — выполнение ежемесячных планов продаж.
-
Внутри месяца — два двухнедельных спринта, где тестировались гипотезы и оценивалась эффективность активностей.
-
Результаты спринтов обсуждались с региональными стейкхолдерами и корректировались на основе аналитики.
В итоге благодаря комплексному применению SMART, Agile и инструментов управления командой удалось достичь конкретных, измеримых результатов:
-
Увеличение показателей продаж: к 4 кварталу 2024 года LTV на одного сотрудника remote-команды сравнялся с показателями офисных отделений.
-
Сокращение операционных расходов (OPEX): экономия на аренде и обслуживании помещений составила 17% по всей сети.
-
Масштабирование Agile: успешный пилот позволил внедрять гибкие подходы в московских отделениях.
-
Эффективность работы команды: сотрудники вовлечены в процессы, активно тестируют гипотезы и предлагают инициативы, что повышает общие показатели бизнеса.
Таким образом, обучение дало не только знания, но и практические инструменты, которые сразу принесли реальные результаты.
Я убежден: компания, которая хочет постоянно развиваться, должна расти вместе со своими сотрудниками. Без постоянного развития компания рискует остаться на месте, как уже произошло с многими бизнес-гигантами.
Именно поэтому так важно регулярно учиться. Это позволяет поддерживать конкурентоспособность организации, сохранять квалифицированный персонал и внедрять новые методы работы, повышающие эффективность бизнеса.
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.
